Нам бы очень хотелось, чтобы любимый малыш никогда не плакал. Пусть он
лучше гулит, смеется и строит маме с папой глазки. Но так устроен мир:
до определенного момента малыш умеет только плакать, это его
единственный способ общения с миром. И мы, любящие мамы и папы, должны
быть готовы к этому: малыш в любом случае плакать будет. Другое дело,
почему он это делает, как мы к плачу относимся и как на него реагируем.
Почему малыши плачут?
Прежде всего, из-за дискомфорта - физического или душевного. Это может
быть голод, усталость, боль, малышу может быть жарко или холодно, скучно
или страшно… И пока что он может сообщить нам о своих ощущениях только
плачем. Со временем, если родители внимательны к малышу и к себе, они
научатся различать разные виды плача:
- голодный - требовательный, настойчивый или просительный, иногда с
жалобным выражением лица;
- крик ребенка, испытывающего боль, - пронзительный и режущий;
- тихое и долгое "скуление " малыша может говорить о том, что он
испытывает недостаток в общении, устал или хочет спать.
Как мы реагируем на плач?
К сожалению, в нашей культуре к плачу вообще отношение очень негативное.
Это считается неприличным, недостойным занятием…Подумайте, как часто Вы
сами позволяете себе хорошенько, качественно поплакать - с чувством,
навзрыд, тогда, когда Вам этого хочется? И наверняка Вы испытываете при
плаче стыд, смущение, давите в себе рвущиеся рыдания, которые сдавливают
горло, не дают говорить…Так и рождаются психосоматические нарушения:
когда мы не позволяем себе «побыть» в какой-то эмоции, мы загоняем ее
глубоко в организм.
А ведь плакать - ЕСТЕСТВЕННО! !! Не зря Природа дала нам слезы и слезные
каналы, не зря, когда нам больно, или страшно, или обидно, слезы сами
«подступают».
Поэтому подумайте: как Вы сейчас относитесь к плачу вообще? Ваше
отношение, возможно, повлияет на то, как Вы будете реагировать на плач
Вашего ребенка - сначала младенца, а потом подрастающего…
Иногда человек, который слышит плач ребенка, чувствует раздражение и
злость. Почему? Потому что его установки неслышно шепчут ему: «Плакать
нельзя, это стыдно и гадко, а этот младенец позволяет себе, он поступает
плохо».
А теперь давайте отвлечемся и подумаем: а что, если принять и признать
необходимость плача для ребенка? Ведь он и оберегает Вашего малыша -
сигнализируя об опасности, угрожающей ему (тот же голод, перегрев и т.
д. ). Если задуматься о полезности плача, о том, какую информацию он
дает маме о состоянии малыша, -можно понять, что на самом деле без плача
(пока малыш не начнет говорить) мы, мамы, никак бы не справлялись.
Что делать, когда малыш плачет?
Прежде всего - в любом случае - подойти к плачущему ребенку и проверить:
- находится ли он в неудобном положении;
- не жмет ли ему одежда;
- не слишком ли ему жарко или холодно;
- не болит ли у него что-нибудь;
- не мокрый ли он;
- не голодный ли он.
Наверное, один из самых болезненных вопросов для родителей - брать ли
плачущего ребенка на руки? И реагировать ли вообще на плач?
Существует предрассудок, что ребенок может привыкнуть и научиться
манипулировать родителями, что он будет несамостоятельным, что он вообще
не захочет слезать с рук… А теперь вспомните: много ли Вы видели
школьников, женихов в ЗАГСе, директоров заводов, которые передвигаются
исключительно на ручках у мамы?
Очень активно эти предрассудки насаждались советской педагогикой - для
того, чтобы сделать ребенка удобным. Действительно, мама должна была
совершать социалистические подвиги (что делать с трехмесячным младенцем
на руках не совсем удобно), а в яслях, понятное дело, нянечка и
воспитатель - двое на 25 младенцев. Вот и приспосабливались, как могли.
Подводили теоретическую базу.
Насколько актуально это для нас сегодня? Хотите ли Вы сделать ребенка
удобным - тихим, безынициативным и закомплексованным во взрослой жизни,
или Вы хотите вырастить уверенную в себе личность?
Представьте себя на месте месячного младенца. Вы еще не умеете
координировать свои действия, Вы не можете ничего делать для себя сами,
и единственный способ общения с миром - это плач. Что будет с Вами, если
на Ваш призыв попросту не будут реагировать, боясь Вас «испортить»? . ..
К тому же взять ребенка на руки - это ЕСТЕСТВЕННОЕ желание. Так зачем же
насиловать себя и малыша? Позвольте Вашей материнской интуиции помогать
Вам, не отмахивайтесь от нее.
Приласкайте кроху, почувствуйте на руках его приятную тяжесть, тепло
маленького тельца… Рассмотрите поближе его носик, реснички -
маленькие-маленькие, но настоящие! Это Ваш любимый малыш, которого Вы
носили в себе, целых девять месяцев Вы были одним целым… Когда малыш
чувствует поддержку, он имеет достаточно сил для своего развития - ему
не нужно тратить их на истерики, чтобы привлечь к себе внимание. Ему не
нужно бояться ошибок - ведь Вы всегда любите его.
Исследования показали, что младенцы, постоянно поддерживающие связь со
своими мамами в течение первого года жизни, легче переносят разлуку с
ними, когда становятся старше. Сначала ребенок ощущает себя неразрывно
связанным с матерью (в чреве матери он составлял с ней одно целое),
постепенно он отдаляется от нее, становится самостоятельнее, начинает
изучать окружающий мир, но при этом он по-прежнему хочет чувствовать
себя в безопасности, а это чувство обеспечивается близостью родителя. В
незнакомой ситуации ребенок, сохраняющий контакт с матерью, смотрит на
нее и ждет знака, поощряющего его на активные действия, на исследование
нового. В следующий раз, когда начинающий ходить ребенок окажется в
сходной ситуации, он почувствует себя способным обойтись без поддержки
матери. То, что мать всегда рядом и готова помочь, придает уверенности и
помогает малышу полагаться на свои силы, приводит к развитию
самостоятельности. Короче говоря, ребенок, поддерживающий связь с
матерью, привыкает доверять, а чувство доверия благоприятствует развитию
самостоятельности…
Ребенок, которому хорошо, и ведет себя хорошо. Сигналы, которые он
подает, находят отклик.
Он ощущает постоянную связь с родителями. Он чувствует их любовь. Он
доверяет. Это внутреннее чувство благополучия приводит к тому, что
ребенку не из-за чего беспокоиться. |