Время, когда мы были подростками, вспоминается со всей гаммой
свойственных нам тогда переживаний: мелькают слезы, обиды, унижения,
взлеты и падения, и постоянный вопрос: "Почему нас не понимают? "
Что же так важно было знать родителям?
Для подростка очень важна оценка себя, и то, как оценивают его
ровесники. Формирование самооценки происходит долго и сложно и
сопровождается огромными переживаниями. Вот почему молодые люди бывают
неуравновешенными, вспыльчивыми, подавленными, у них часто меняется
настроение.
Особый интерес к себе возникает именно в подростковом возрасте. Раньше,
в детском саду, младшей школе, ему не было места, потому что маленькие
дети не знают, как это - познавать себя. Такое умение называется
рефлексией (новое качество, характерное для подростков) и заключается в
познании особенностей своей личности. При этом у подростка часто
появляется желание "побыть одному", "разобраться в себе", "в людях", "в
том, что происходит". Как было бы хорошо, если бы это понимали
окружающие.
У подростков есть множество потребностей. И важнейшие из них -
потребность в самоутверждении и потребность в самовыражении. При этом
подросток стремится проявить себя в тех качествах, которые, по его
мнению, ценны. А если этому препятствовать, то с подростком становится
очень трудно общаться. Вот почему возраст называется трудным, кризисным.
Для подростков важно, чтобы рядом был значимый и важный человек. Хорошо,
когда это родители. А если нет, тогда они ищут в других местах, одно из
которых - улица.
То, что мне запрещается, говоря: Ты не дорос", - важная потребность
любого подростка. Это желание занять более самостоятельную, "взрослую"
позицию в жизни. И проявление этих качеств, порой, требует каких-то
особенных, экстремальных условий. Ведь ни один подросток не почувствует
себя волевым и храбрым, если будет, например, строго придерживаться
школьной дисциплины. С другой стороны, ни один подросток никогда не
признает открыто своих недостатков.
Когда подросток не может изменить свою жизнь практически, то у него
рождаются мечты. В них он "моделирует" свое будущее - проигрывает в
воображении будущие роли. Мечта также значима для подростка, как и игра
для ребенка. Но это лишь один из способов "самовыражения", и, кстати,
наиболее благополучный.
Иногда, очень остро переживая конфликт, возникающий между желаниями и
возможностями их удовлетворения, подростки вступают на путь поиска
особой жизни, к сожалению нарушающей ход нормального развития. В этих
случаях подростки забрасывают учебу, их захватывает уличная компания
таких же оторвавшихся от школы ребят.
Не у всех подростков окончание школы совпадает с моментом
самоопределения. Но у каждого оно обязательно наступает. Только
необходима незначительная помощь, желательно от родителей.
Самоопределение - это особое и очень важное личностное новообразование,
характерное для подросткового возраста. От него зависит дальнейшая жизнь
человека! |