Помните, как ваш ребенок, пребывая в очень нежном возрасте, изо всех сил
рвался вам помочь, например, пропылесосить, при этом, беспощадно
переворачивая своим орудием труда все, что только можно перевернуть?
Или как малыш, вызывая умиление у бабушки, с энтузиазмом лепил вареники
с черникой, о чем потом сожалела вся семья, глядя на испорченные соком
ягод скатерть и шторы? А чего стоят измазанные мазутом не только вся
одежда, но и волосы малыша после "ремонта" с папой велосипеда?
Результат: ваши охи-вздохи и длительная ликвидация последствий искренней
помощи ребенка, а затем воспитательный момент со строгими "вливаниями" и
запрет лезть не в свое дело.
Внезапная перемена
Но вот малыш пошел в школу. А там проповедуют принципы, которым он
должен неукоснительно следовать как примерный ученик и взрослый(! )
полноправный член общества. В первых строках длинного списка необходимых
качеств, конечно же, помощь старшим. И вдруг (по крайней мере, вам
кажется, что вдруг) обнаруживается: маленькому ученику это, мягко
говоря, неинтересно.
Начинаются нравоучения родственников: папа периодически вызывает ребенка
на серьезный разговор без свидетелей, мама изрекает ставшее уже
крылатым: "Так я и знала, никто мне в этом доме не поможет! " Бабушка
причитает, дескать, дитятко еще мало, вот окончит школу - всему
научится. А дедушка "наезжает" своим авторитетом, мол, в его времена с
младых ногтей уже ведра с водой из колодца таскали и дрова рубили.
Виновника дискуссий, ошалевшего от столь разноплановых мнений, в лучшем
случае спасет старший брат или сестра, утащив погулять. А в худшем -
чаду обеспечен стресс, сулящий скорее психологические проблемы, но не
как не желаемый результат.
Сам себе помощник
Вы в недоумении: что делать? И тут всплывают тоскливые воспоминания о
том золотом, но не использованном вами времечке (всего-то пару лет
назад), когда малыш сам рвался помогать без всяких "не хочу, не буду".
Остается только пожурить себя за то, что отбили у ребенка охоту помогать
по дому.
Но не все потеряно, так как ваш маленький лодырь от природы любопытен, у
него есть тяга ко всему новому и желание почувствовать себя взрослым.
Поэтому попытки засунуть нос во взрослые дела, следует приветствовать и
направлять в конструктивное русло. Иначе может быть так: Однажды семья
была в гостях, и хозяин торжества (первоклассник), объявил друзьям, что
скоро будут коктейли. Но, не дождавшись мамы с подносом (которая перед
этим заявила сыну: "Собери игрушки, а я займусь десертом"), приготовил
их сам. Мальчик считал себя вполне взрослым… В общем, все закончилось
легким расстройством желудка у "детской" половины собравшихся.
Дело в том, что маленькие гости с удовольствием откушали приготовленную
наспех бурду из сырой воды, сметаны, наломанных бананов, колбасы и
свежих огурцов!
Этот случай вспоминается с улыбкой, но ведь могло быть и хуже. Поэтому
незачем ждать, пока юный энтузиаст втайне попробует починить водопровод
(с плачевными последствиями для вас и соседей снизу в виде потопа) и,
отхватив за это по первое число, уж точно закрепит стойкое отвращение к
домашней работе.
Так что теперь остается только исправляться. И в первую очередь - вам.
- Поговорите с ребенком спокойно, без истерик, по возможности, весело. А
главное - на равных. Малыш должен осознать: раз он уже школьник, значит,
пора взять на себя определенную ответственность.
- Не делите домашние дела на "детские" и "взрослые". В вашем присутствии
ребенок должен приобщаться к любой работе.
- Не забывайте поблагодарить малыша, похвалить, тогда он поймет, что
помощь ценится, и будет больше стараться.
- Выберите парочку домашних дел, о которых можно сказать, что ребенок
выполняет их лучше, чем вы. Поверьте, это сумасшедший стимул - больше
малыш вас к ним не подпустит!
- Разрешите ребенку что-то доселе запретное, например, протереть любимую
вазу свекрови. По крайней мере, вы будете рядом, и есть надежда, что
успеете ее поймать на лету. Ну а если нет, все равно бабушка не посмеет
кричать на дитятко (с вами такой номер не пройдет).
Убрал - получи жетончик
Для того чтобы справиться с маленьким лентяем, которому мало просто
поощрения, американские психологи придумали метод под названием "Система
домашних жетонов".
Возьмите фишки от какой-нибудь игры. Отныне они будут называться
жетонами. Объясните малышу, что раньше вы недостаточно благодарили его и
хотите исправить ситуацию. Теперь он сможет зарабатывать себе
привилегии.
Ребенку шести-восьми лет уже можно объяснить, что, например, белый жетон
- 1 балл, голубой - 5, красный - 10 баллов. Напишите это на жетонах и
положите их на видное место в "банк" - какую-нибудь коробку.
Составьте перечень заданий и привилегий. За хорошо выполненную работу по
первой просьбе премируйте малыша дополнительными бонусами.
Помните, что в первую неделю игры можно награждать ребенка просто за
хорошее поведение (что не входит в список заданий). Не забирайте жетоны
за плохое поведение - если малыш заработал жетон, он имеет право его
потратить.
Начертите контрольную таблицу. Ребенок может смотреть в нее в любое
время, но заполняете - только вы. Обновляйте список каждый день.
Придумывайте новые задания и вознаграждения.
"Приходите завтра!"
Система американских психологов нашим родителям может показаться слишком
коммерческой. А что если завтра у мамы в кошельке не окажется денег на
порцию мороженого за три жетона? Перегнув палку с материальными
вознаграждениями, вскоре вы услышите: "Вот когда будут деньги, тогда и
помою посуду. Приходите завтра! " Взаимоотношения в семье не могут
строиться только на основе рыночных законов.
Лучше, чтобы ребенок относился к помощи по дому так: это наше общее
дело, вместе убираем - вместе отдыхаем. А чтобы подобные объяснения
подкрепить практикой, подумайте, что вы можете предложить своим детям
более ценное, чем мороженое, билеты в кино, игрушки или видеокассеты?
Конечно же, ваше внимание. Если малыш помог с уборкой, у вас
освободилось время. Не тратьте его на болтовню по телефону, маникюр,
телесериал или ток-шоу. Почитайте ребенку книгу, сыграйте с ним в
настольную игру, соберите замысловатый конструктор, отправьтесь на
прогулку. Пусть сын или дочка почувствуют прямую связь между их помощью
и тем общением, которое они благодаря ей получают.
Правила хорошего настроя для маленького помощника
- Чтобы ребенок не воспринимал домашнюю работу по дому как тяжкий труд,
а во время самого процесса ему не было скучно, придумайте забавные игры.
Можно превратить уборку в один из сказочных сюжетов (обратитесь к
"Золушке" или "Щелкунчику").
- Посоревнуйтесь, кто быстрее вытрет пыль или польет цветы. Только не
переборщите, чтобы маленький энтузиаст не смел вместе с пылью содержимое
полочек.
- Уборка не может служить наказанием, иначе у ребенка сформируется
представление, что это самое ужасное занятие на свете и его надо
избегать всеми способами. Но не впадайте и в другую крайность: когда за
любую помощь вы будете хвалить ребенка без меры и выполнять любые его
желания. В этом случае у вас вырастет домашний шантажист.
- Если у малыша что-то не получается, утешьте его, помогите, расскажите,
что вы тоже не всему научились сразу. Помните: любой процесс, касающийся
запоминания или обучения, всегда связан с повторением.
- Не перегружайте ребенка сверх меры, у него должно оставаться время на
книги, прогулки, игры.
- Считайтесь с планами своего школьника. Если в качестве ответа на вашу
просьбу убрать в комнате прозвучит: "Мама, я как раз собирался склеить
гараж для джипа", - правильным будет сказать: "Хорошо, сколько тебе
нужно времени? Полчаса? " И вернитесь к этой теме через тридцать минут.
- Дети любят все новое, поэтому предлагайте ребенку разные задания.
Девочкам понравится помогать в приготовлении обеда. Мальчишки с
удовольствием займутся с папой "мужской" работой. Тогда помощь по дому
будет событием, а не скучным занятием, вызывающим отвращение со школьных
лет и до седин.
Важно
Никогда не причитайте в присутствии малыша о том, как тяжела домашняя
работа, как она вам надоела. Иначе при упоминании о ней ждите от
помощника не задора, а скорбного вида и позерских вздохов. Не забывайте:
ребенок копирует авторитетных для него людей, коими являются именно
родители. Когда ваше чадо (совсем не устав) со стоном вытирает со лба
несуществующий пот и ноет: "Ну совсем нет сил! " - кого вам это
напоминает? |