Начиная с раннего детства, ребенок формирует свой образ мира, в котором
он выступает центральной действующей фигурой. Вместе с тем, общество
неустанно работает над тем, чтобы ребенок "раздвоил" свой образ мира на
две части: ту, которой он будет пользоваться "для себя" (впоследствии ее
назовут внутренним духовным миром - у кого-то богатым, у кого-то
бедным), и ту, которая пригодна для общения с окружающими людьми.
Общеизвестны команды, которыми взрослые пользуются для расчленения
детского сознания на составляющие: "говори внятно, перестань витать в
облаках", "делай как все, ты же среди людей живешь", "выбрось свои
фантазии", "не неси чушь", "спустись на землю", "будь реалистом",
"хватит разговаривать с нами на непонятном языке", "если ты об этом
скажешь, тебя никто не поймет". В зависимости от силы общественного
прессинга детское "Я" либо остается "жить" на "детской части территории
сознания" (и тогда мы видим человека с развитой фантазией), либо
переселяется "во взрослую пристройку" (и тогда мы общаемся с
рационалистом, имеющим свою трактовку логики).
По ходу развития ребенка происходят процессы "свертывания" целых видов
деятельности в навыки, формируются автоматизмы, перемещаются в
подсознание целые куски опыта. Во время этого естественного процесса в
памяти накапливается и "эмоциональный мусор".
Представьте себе ситуацию, когда 3-х летний ребенок выходил во двор
гулять на 2-3 часа, осваивал часть территории, получал там массу
впечатлений - интересных и неприятных. А потом ходил туда в возрасте 4,
5, 6, 7 и т. д. лет. И с каждым годом времени на "освоение" пространства
двора требовалось все меньше и меньше. А в 17 лет это время сводится к
2-3 секундам, необходимым для того, чтобы окинуть все взглядом и оценить
обстановку. Но за эти 3 секунды человек в свернутом виде переживает опыт
проникновения в каждый видимый уголок пространства. И если хотя бы в
одном из этих уголков он когда-то ранее испытывал беспомощность, страх
или унижение, он за эти мгновения почувствует подсознательную тревогу,
интенсивность которой зависит от величины пережитой травмы. Если
количество "эмоционального мусора" превышает допустимую норму, человек
постоянно в сходных ситуациях испытывает чувство тревоги.
Совет родителям
В раннем детстве, когда опыт человека еще невелик, влияние запугивания и
угроз особенно сильно, ведь ребенок не может в полной мере оценить
вероятность их осуществления. Поэтому внимательно следите за симптомами
чрезмерного проявления страхов у детей: (сердцебиение, потливость,
дрожь, покраснение, приливы жара или холода, неприятные ощущения в
области желудка, жалобы на ощущение чьего-то присутствия или тревожные
сны и т.п.). Любой из них может послужить достаточным поводом для
обращения к психологу или психотерапевту.
|