Задумывались ли мы над этим вопросом? Похвала может быть как полезной,
так и принести вред. Вот что думают на эту тему психологи:
Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему
дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за
наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо
ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее
повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик:
ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего
превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его
способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью
замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их
прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются
зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху,
подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма,
несостоявшегося "гения".
Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в
пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и
хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют
друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее -
замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не
только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. А противопоставление не
может вызвать желания "брать пример" с того, кого несправедливо хвалят.
Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и
развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое
соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а
эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм,
отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.
Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и
неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и
способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших.
Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие
вредности необдуманной похвалы.
Как надо хвалить?
Только искренне, серьезно и убедительно. Отпускать похвалу в дозах,
соразмерных с ее целью!
Для чего нужна похвала ребенку?
Для того чтобы придать ему уверенность в себе, если ее не хватает.
Придать силы. Восстановить утраченное эмоциональное благополучие.
Компенсировать нанесенный кем-то ущерб (любой). Ребенку нужен огромный
запас оптимизма на всю предстоящую жизнь. Назначение похвалы - пополнить
этот запас или компенсировать его утрату. Среди полуграмотных стареньких
прабабушек и прадедушек есть многомудрые воспитатели, очень чуткие к
действию слова: "Хвалить-то с умом надоть! " И если замечена ими редкая
и нужная способность в ребенке, они не скроют ее от него, дадут ему
понять, что одарен. Но как! Мысль о ценности отпущенного природой дара
внушается одновременно с мыслью об ответственности за этот дар, о
серьезном к нему отношении: "Дар - он вроде бы даром, а отрабатывать его
- всю жизнь. "
С какой стороны ни посмотришь, дефицитом серьезного,
вдумчиво-уважительного отношения к ребенку вызваны многие минусы в его
развитии, в том числе и эгоцентризм - тот самый, который не проходит со
временем, и врастает в характер, по-разному уродуя его. Один
незаслуженно захвален и потому несносно спесив, заносчив, высокомерен.
Другой - не по размерам вины - публично пристыжен (бытует, к примеру,
еще такая чудовищная форма садизма в детских садах - насильственное
обнажение ребенка перед сверстниками на осмеяние и стыд), и теперь
долгие годы он испытывает либо потребность спрятаться (этакий
"эгоцентризм наизнанку"), либо приступы жгучей ненависти ко всему, что
не он, либо еще что-нибудь столь же аномальное. Третий, от природы
стеничный (активный и сильный), не получил содержательной, созидающей
направленности своей активности и теперь грубо навязчив в своем
потребительском эгоизме. Четвертый, привычно стоя в углу класса,
обретает статус шута, но не такого, из которого мог бы получиться
хороший цирковой клоун: у Юрия Никулина кроме таланта великого шута есть
тот уровень человеческого достоинства, который вызывает глубокое
уважение, адекватное глубине этой богатой личности и серьезного актера.
А кривляние из угла на потеху классу, вызванное потребностью
компенсировать эмоциональную ущербность своего положения, становится -
опять же на долгие годы - одним из ведущих штрихов психологического
портрета: в нем самый жалкий вид эгоцентризма, который почти исключает
самоуважение (а зачастую и без "почти"). |