Попытаемся поэтапно проследить за становлением матери, которая в самом
начале была девочкой. Каждая девочка проходит этапы в развитии ее
собственной потребностно-мотивационной сферы. Как же это происходит?
Материнство - это сложный феномен, имеющий физиологические и
психологические механизмы, эволюционную историю, культурные и
индивидуальные особенности. Все женщины становится матерями по-разному.
Многими психологами изучается это становление уже несколько лет. Д.
Винникотт говорил, что способность матери «быть достаточно хорошей
матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной
матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а
также в процессе собственной беременности и материнства. В Китае
существует поговорка, что девочка не станет хорошей матерью, если не
будет любить своего будущего ребенка с детства.
На основе исследований разных наук были выделены такие важные этапы как:
этап взаимодействия с собственной матерью, игровой, этап няньчания, этап
дифференциации мотивационных основ материнской и половой сфер, и
последний этап, взаимодействия с собственным ребенком.
Взаимодействие с собственной матерью.
Этот этап начинается очень рано, с внутриутробного развития и
продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является
период младенчества. Именно в возрасте до 1 года формируются базовые
основы личности и отношение к миру. От того, как мама участвовала в
эмоциональной жизни дочери, видела ли девочка удовлетворенность в
материнстве у матери, или ей преподносилось это как неблагодарный труд.
Насколько мать и дочь были привязаны друг к другу в раннем детстве.
Положительно ли характеризовался пол девочки и т. д. В этот период
возникает ценность самого себя как ребенка (дети это хорошо, или плохо).
Не стоит забывать, что это касается и заместителей материнской функции:
бабушка, тетя и т. д.
Игровая деятельность.
Важным является включение содержаний материнства именно в
сюжетно-ролевую игру, в которой девочка принимает на себя роль матери. В
игре она проецирует то, что видит и чувствует по отношению к себе, т. е
она будет относиться к игрушке-ребенку, точно так же, как ее мать
относится к ней. Дорогие родители! Обратите внимание, как играют Ваши
девочки, в игре Вы можете увидеть много интересного для понимания чувств
Вашей крохи.
Хочется остановится в выборе кукол для девочек в возрасте от 3 до 5 лет.
Лучшей куклой будет прототип младенца, ребеночка, но не в коем случае
Барби, Синди и всех кукол-женщин. Во-первых, такие куклы имитируют
взрослую женщину и девочка вместо того, чтобы нянчить, обслуживает!
Второе, такие куклы блокируют воображение ребенка. Какие жизненные
ориентации для малышки символизируют собой эти красавицы с женскими
формами? Подумайте, не стоит ли оттянуть знакомство таких кукол к 6
годам.
В игре происходит конкретное упражнение всех операций материнской сферы
поведения. В давние времена кукла, сделанная собственными руками матери,
передавалась дочери. Куклу наряжали к праздникам, вывозили в гости, на
смотринах невесты она служила доказательством готовности девушки к роли
хозяйки и матери. Такая традиция помогает поддержать семейную традицию
модели материнства.
Этап няньчания.
Этот этап имеет достаточно четкие возрастные границы. Он начинается с 4,
5 лет, когда хорошо развита сюжетно-ролевая игра, и заканчивается к
началу полового созревания. Пиком этого периода является возраст от 6 до
10 лет. К этому возрасту уже есть представление о специфике
взаимодействия взрослых с младенцами и его обыгрывание с куклой. Так как
именно в этот период дети проявляют стремление к участию в «настоящей»
деятельности взрослых, ведь помимо желания для этого у них есть уже
определенные возможности, именно в этом возрасте в семье очень желанен
братик или сестричка. Таким образом, живой младенец «попадает точно в
цель» относительно всех сторон психического развития старшего ребенка.
Если в Вашей семье возникает вопрос, когда же родить второго, не
навредив первому, ответ прост - когда старшему от 6 до 10.
Если до окончания этапа нянчания опыта взаимодействия с младенцем не
было, то часто возникает страх перед ними, так как подростки, а тем
более взрослые оценивают имеющийся у них опыт как недостаточный для
взаимодействия с маленькими детьми. Наиболее часто возникает страх
навредить ребенку неумелым обращением, некомпетентностью в уходе и т. д.
Если контакт был кратковременным, то страх перед младенцами сохраняется
на всю жизнь и постепенно исчезает только на опыте взаимодействия с
собственным ребенком. Эти этапы одинаково влияют, как на развитие
материнства у девочек, так и на развитие отцовства у мальчиков.
Этап различия материнской и половой сферы.
Это один из самых значимых этапов в жизни женщины. В подростковом
возрасте интересы смещаются в сторону интимно-личностного общения со
сверстниками и познавательной деятельности, в сторону полового
созревания. Если родители решили родить второго ребенка, обязательно
спросите мнение старшего. Ни в коем случае не заставляйте его нянчиться
с младенцем без его мотивации (желания). Ему уже не до малыша и это
нормально. Уважайте его мнение, желание. В противном случае сформируется
отношение к младенцу, как к обузе и помехе. Задача родителей в этот
период стараться полностью утолить информационный голод девушки. Если
родители все время говорят, что секс - это плохо, нельзя, неприлично, то
соответственно и дети - плохо, беременность - плохо, это же все
взаимосвязано. Мама должна раскрыть прелесть материнства, таинство
интимных отношений, волшебство беременности, а девушка сама решит, когда
и с кем ей это делать. На ее решение повлияет ее интеллектуальное,
этическое, моральное воспитание и микроклимат в семье. Одно из самых
значимых влияний, это отношение отца к ее матери! |