Сегодня перед родителями детей 2-3 лет стоит проблема устройства ребенка
в детский сад. Огромные и долгие очереди за путевкой в садик, проблемы с
прохождением ясельной медицинской комиссии, поиск денежных средств для
внесения "спонсорского взноса" при поступлении в детский сад - все это
истощает наших родителей, тем более что значительная часть последних еще
совсем молодые люди. Родителям кажется, что успешное решение этих
вопросов знаменует счастливый конец "истории" под названием "Устраиваем
ребенка в детский сад".
Многие и не подозревают что заключительным и самым важным эпизодом в
этой хлопотливой истории является адаптация ребенка к новым условиям
детского сада. Ведь с момента поступления ребенка в садик, начинается
более самостоятельная жизнь малыша. Ребенок попадает не просто в новые
условия, а в новую психологическую атмосферу, приобретает новый статус.
От того, как пройдет адаптация ребенка к дошкольному учреждению, зависит
многое в его социально-психологической сфере дальнейшей жизни.
Нельзя сказать, что существует единый стандарт адаптации ребенка к
садику. Каждому малышу необходим индивидуальный подход. К сожалению,
таким подходом могут воспользоваться только родители;воспитатели и
детские психологи (если такие вообще есть в данном ДОУ) редко имеют
такую возможность из-за большого количества детей, за которых они несут
ответственность. Тем не менее, мы можем условно различать несколько
стратегий адаптации детей, из которых родители могут выбирать
подходящие.
Во-первых, детей необходимо различать по возрасту. Адаптация к ясельной
(2 г.) и младшей (3 г. ) группам идет по-разному - и это понятно, ведь
двухлетние дети очень отличаются от трехлетних. Родителям первых обычно
приходится труднее. Двухлетние дети очень тяжело расстаются с мамой,
поэтому было бы лучше, если вместо мамы в первый день с ребенком в садик
пойдет кто-нибудь другой, например, папа или бабушка.
Идеальным вариантом, конечно же, является предварительное знакомство с
воспитателем, обсуждение с ним особенностей ребенка. В некоторых садиках
разрешают 2-3 дня приходить в группу с ребенком вместе, знакомиться с
детьми, игрушками. Если такой возможности нет, то ребенка лучше
оставлять не больше чем на 2 часа. Двухлетка не способен сдерживать свои
чувства, поэтому может прореветь и час, и два, и день.
Двухлетку можно отвлечь игрушками, но любое напоминание о матери и
близких вызывает плачь. Такое поведение может раздражать воспитателя, и
терпеливым оставаться здесь очень трудно. Именно поэтому большая часть
ответственности за качество адаптации ребенка к садику несут все-таки
родители.
Как же подготовить ребенка предварительно к новой обстановке?
Необходимо почаще оставлять ребенка с родственниками, гулять с другими
ребятками вместе, знакомить ребенка с чужими взрослыми. Идеальным
вариантом здесь является планирование поступить в детский сад осенью,
после летних прогулок, когда ребенок вдоволь общается и с чужими мамами,
и с ребятами в песочнице. Такому ребенку будет легче привыкнуть к
детскому саду. Помните, что, устраивая ребенка в ДОУ, устали Вы, а
теперь же на период адаптации сильно будет уставать ребенок. Будьте
внимательны к ребенку дома, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах,
о воспитательнице. Повспоминайте вместе с ним игрушки, которые там были.
Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может
реагировать иначе! Хуже, если ребенок будет в молчании забиваться в
угол. Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы
практикуют подобный тип реакции при расставании с ребенком утром, когда
ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной,
лучше доверить папе отвести ребенка в садик. Ваша уверенность и
спокойствие передадутся ребенку равно как нервозность и волнение.
Если Вы не уверены в людях, которым "вручаете" своего ребенка, то с
какой стати ребенок должен доверять чужой тете? Именно поэтому не
стесняйтесь предварительно познакомиться с воспитательницей и другими
взрослыми, контактирующими с ребенком в детском саду.
Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3 - 3,5
года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и
четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть
к новой обстановке. Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того,
что ни привыкли к домашним условиям. К четырехлетним детям воспитатели
относятся строже, больше ругают за промахи в бытовых и гигиенических
"промахах". Подумайте сами, какова будет реакция воспитательницы, если в
первый день обмочил штаны трехлетка и четырехлетка. Скорее всего, в
трехлетке она отнесется с большим пониманием. Другими словами, двухлетке
идти в садик еще рано, а в четыре года - поздновато. К четырем годам
ребенок склонен осознавать себя и переживать, он может стесняться
сказать что-то воспитательнице. Двухлетка просто еще не способен сказать
о своих ощущениях пока еще чужому человеку (ощущения голода, холода,
желание сходить в туалет). Трехлетний ребенок может сказать о своих
ощущениях и не испытывает стыда от своих случайных промахов. С
трехлеткой легче всего наладить контакт чужому человеку. Тем не менее, и
у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации
к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток.
Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.
Родители должны максимально использовать эту способность детей данной
категории. Мама заранее может подготовить ребенка к садику, рассказывая
о нем или создавая искусственно "садиковские" условия с помощью игры.
Это может быть ролевая игра, где мама, например, воспитательница,
которая проводит занятия. Игра может быть проведена с помощью кукол и
мягких игрушек, тогда есть возможность показать, что в группе будет
много детей (дети 3-4 лет могут "испугаться" такого количества
сверстников, тем более что некоторые из них способны проявлять агрессию
или излишний интерес к новичку).
Любой родитель должен помнить, что основная ответственность за
успешность адаптации лежит на нем. Бесполезно надеяться на воспитателей
садика, ведь Ваши дети на самом деле нужны только Вам. Постарайтесь быть
терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ в любом возрасте, не жалейте
времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте
посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад - это первый
шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в
обществе. |