Накладывая жесткий запрет на комментирование человеком событий его
внутреннего мира, общество, тем не менее, дает ему инструмент для их
понимания. Таким инструментом выступает слово. Начиная с 5-6 летнего
возраста, ребенок уже более-менее дифференцированно может описать свои
переживания и наблюдения. И правильно заданные вопросы позволяют оценить
причины детских страхов, проникнуть в вытесненные события его
индивидуального опыта, а также организовать повторное переживание
травмирующей ситуации, но уже с эмоцией победителя.
Методика диагностики и коррекции основывается на том, что человек с
огромным удовольствием и облегчением готов разговаривать о том, что его
действительно волнует. Но поскольку внутренний мир каждого сугубо
индивидуален, всякий раз следует с большим вниманием изучить архитектуру
этого мира. Люди в возрастном диапазоне от 5 до 20 лет с интересом
готовы погрузиться в мир своих наглядно-образных переживаний, фантазий и
иллюзий и прокомментировать мельчайшие детали зафиксированных там
событий.
Десятилетний мальчик не хочет спать один по ночам, он боится оставаться
один в спальне, и при этом жалуется, что в комнате кто-то есть. Он также
занимается в секции единоборств, но у него возникает ряд проблем: на
тренировочных спаррингах побеждает, а в зачетном бою сникает и не может
победить.
Начнем наши исследования и просим его представить себя в спальне лежа на
диване.
Дождавшись возникновения эмоции страха, локализуем направление к ее
источнику относительно позы на диване. Выясняется, что угроза исходит из
окна (этаж, между тем, 7-й ). Он рассказывает, что представляет фигуру
крупного мужчины, заглядывающего в окно по пояс.
Все дальнейшие действия осуществляются по инициативе терапевта. Ребенок
в своем воображении подходит к подоконнику и видит, как мужчина
спускается по канату, привязанному к батарее. Ребенок спускается вслед
за ним и идет за ним же в бар, находящийся в соседнем доме. Мужчина
заходит и садится за стойку спиной к ребенку и не подает признаков
активности. Ребенок смотрит через плечи этого мужчины в его отражение в
зеркале над стойкой и видит, как тот превращается в школьного друга-
мальчишки из соседнего двора. Мальчик угощает друга мороженым, затем они
выходят на улицу, и друг уходит домой. Мальчик же возвращается к
веревке, поднимается по ней, вытягивает ее наверх, отвязывает от батареи
и разрезает взятым на кухне ножом, а куски веревки выносит в
мусоропровод. На кухне сидят папа, мама и бабушка, у всех ровное
настроение.
Следующая серия трансформаций: выясняется, что за спиной соперника стоит
все тот же мужчина. Мы по очереди проживаем все вероятные ситуации на
соревнованиях, и везде превращаем стоящего сзади мужчину в школьного
друга, который помогает в схватке.
Опрос родителей через 2 месяца показал, что ребенок перестал бояться
спать один в своей комнате и стал побеждать на соревнованиях.
У людей старшего возраста обычно высок уровень критичности к своим
подсознательным переживаниям, и они с меньшим желанием готовы
"согласиться" с наличием у них только что воспроизведенных образов и
связанных с этим эмоций. Сопротивление, с которым мы сталкиваемся у
взрослого человека, иронично иллюстрируется одной фразой: "идет дождь,
но я так не считаю".
За помощью обратился мужчина 28 лет. Уже длительное время он переживал
депрессию, что отрицательно сказывалось как на работоспособности, так и
на успехах в личной жизни. Развившееся неверие в собственные силы не
позволяло строить реальные планы на будущее, всплеск деловой активности,
который пришелся на возраст 24-27 лет, постепенно угас, личная жизнь не
складывалась. При этом он не мог выделить ни одного составляющего своего
неуспеха.
Обычно к этому возрасту человек уже приобретает не только опыт общения
со своими детскими страхами, но и целый ряд житейских побед и неудач.
Поэтому, для того, чтобы добиться определенных успехов в терапии, мы
достигли договоренности о сотрудничестве с периодичностью 3-4 раза в
месяц продолжительностью 1-1, 5 часа на срок один год.
Потребовалось около 5 месяцев общения с такой периодичностью для того,
чтобы пациент пришел к выводу о значимости ранних детских переживаний и
об их существенной роли в формировании его депрессии.
Последующий анализ его детского опыта показал, что причиной
сформировавшейся депрессии выступила авторитарная роль родителей в
семье, которые системой запретов ограничивали его жизненную активность и
не учитывали стремительно меняющихся жизненных обстоятельств. Детские
страхи были вызваны в основном диктаторскими решениями отца и матери.
Только спустя 10 месяцев активной работы нам удалось вырастить
устойчивую позицию взрослого и активного человека и позволить пациенту
принять ряд ответственных решений.
Совет родителям
При воспитании ребенка старайтесь не увлекаться чрезмерной строгостью и
стремлением испугать его. Не создавайте в его подсознании ненужных
страхов и кошмаров. Никто не может ранить так сильно, как ранят
родители. Даже если вам очень тяжело, либо вы очень сердиты,
постарайтесь сдержаться и не дать волю своим негативным эмоциям. Кроме
того, дети очень быстро прощают вас и забывают то, как вы на них
сердились. Поучитесь у них великодушию и любви. |