Можете ли вы вспомнить последние двадцать четыре часа своей жизни?
Были ли моменты, когда вы чувствовали, думали и вели себя как ребенок?
А может быть, в вашем поведении, мышлении, чувствах отражалось то, что
вы когда-то усвоили в детстве от родителей?
Наверняка вспомните также моменты, когда вы непосредственно реагировали
на события, при этом не впадали в детство, а вели себя как взрослый
человек, каким вы и являетесь на самом деле.
Если у вас получилось выполнить это маленькое упражнение, то, конечно
же, вы заметили, что речь идет о трех разных способах взаимодействия с
миром.
- Родительское состояние характеризуется усвоенными от родителей
шаблонами, стереотипами социального поведения, правилами и запретами.
- Состояние взрослого - это рациональное, аналитическое начало, живет по
принципу "здесь и сейчас".
- Состояние ребенка - эмоциональное, интуитивное, инстинктивное
реагирование на жизненные обстоятельства.
Представьте, что вы едете за рулем своей машины. Дорога заполнена
другими автомобилями, движение весьма оживленное. Каждую секунду вы
вынуждены оценивать окружающую обстановку: скорость других машин,
дорожные знаки, свое состояние и состояние своей машины. В этот момент
вы максимально внимательны и сосредоточены, адекватно на все реагируете
и поэтому находитесь в так называемом состоянии "Взрослого".
Вдруг вас лихо обгоняет другой водитель, грубо нарушая при этом правила
дорожного движения. На доли секунды вы чувствуете страх перед возможной
аварией и снижаете скорость. Все это время вы находитесь в состоянии
"Взрослого". Чувство страха - это адекватная реакция организма на
опасную ситуацию. Оно помогло вам быстро отреагировать и предотвратить
возможную аварию. Когда машина нарушителя исчезает вдали, вы слегка
расслабляетесь и с возмущением говорите: "Таких водителей и близко к
дороге нельзя подпускать. Будь моя воля, я бы лишил его водительских
прав навсегда! "
Обратите внимание, сейчас вы незаметно для себя перешли в состояние
"Родителя". Очень может быть, что ваш отец когда-то говорил такую же
фразу, когда с ним случалось что-то подобное.
Итак, через некоторое время, вы подъезжаете к своему офису, смотрите на
часы и понимаете, что опоздали на важную встречу из-за пробок и безумных
водителей. Сердце сжимается и на мгновение вас охватывает паника. Сейчас
вы перешли в состояние "Ребёнка" (приблизительно тоже самое, вы могли
испытать, когда опаздывали в школу, где вас ждало наказание от учителя).
Ощущение паники - это реакция на старые воспоминания, а не на то, что
может произойти с вами сейчас как со взрослым человеком. В такой момент
мы не осознаем, что на мгновение попадаем в детство.
Потом вы вдруг сами себе говорите: "Стоп! В чем собственно дело? Чего
это я разнервничался? Мой начальник отлично знает, какие пробки в это
время в городе, да и информация, которую он сейчас получит от меня его
очень обрадует. Не будет у него времени делать мне замечания".
Вы опять находитесь в состоянии "Взрослого". Ваше тело расслаблено и вы
улыбаетесь. Поднимаясь по ступенькам, вы мурлычете себе под нос милую
песенку, вы смеетесь смехом взрослого человека, а не нервным смехом
запуганного ребенка.
Здоровой и целостной личности надо всего три эго-состояния:
1. "Взрослый" нужен для решения возникающих "здесь и сейчас" различных
проблем. Он помогает нам эффективно справляться с трудностями жизни.
Чтобы вписываться в законы общества, нам необходим набор правил,
отраженный в нашем "Родителе".
2. В состоянии "Ребенка" мы находим доступ к детской непосредственности,
интуиции, творческому потенциалу.
Если упростить, то получиться:
- "Когда я мыслю - я Взрослый,
- когда я чувствую - я Ребенок,
- когда я оцениваю - я Родитель".
"Родитель" и "Ребенок" являются отголосками или воспоминаниями прошлого.
3. В состоянии "Ребенка" я воспроизвожу мысли, чувства, поведение,
которые были у меня в детстве.
В состоянии "Родителя" то, что я скопировал в прошлом у своих родителей
или других авторитетных фигур.
И только в состоянии "Взрослого" я откликаюсь на то, что происходит, со
всей полнотой своей взрослой, нынешней личности.
При исключении эго-состояния "Взрослого" человек плохо анализирует
жизненные события, часто принимает ошибочные решения.
Вере уже двадцать восемь. Она образована, мила и непосредственна. Живет
легко и весело. Все ее жизненные вопросы до сих пор решают ее родители.
Сама Вера считает, что это выгодно, - ни о чем "не болит голова". Как
долго она продержится в этом состоянии неизвестно, но, скорее всего,
привычка сделает свое дело и, чтобы не выходить из удобной роли, она и
мужа будет подыскивать себе приблизительно такого, как папа и мама.
С этой точки зрения можно анализировать взаимодействие людей друг с
другом, понять истоки трудностей и конфликтов. Каждый человек находится
в определённом эго-состоянии. Когда один из общающихся получает отклик
из ожидаемого эго-состояния партнёра, то общение может продолжаться
довольно долго. Если нет - чаще всего в этот момент и возникает
конфликт.
"Контролирующий Родитель".
Позитивное проявление - дает ребенку защиту, открывает перспективы, даёт
рекомендации как жить. Негативное проявление - назидает, предполагает
послушание, ограничивает, командует, контролирует. Считает, что прав
только он.
"Заботливый Родитель".
Позитивное проявление - стимулирует, поддерживает, вдохновляет,
усиливает потенциал человека.
Негативное проявление - гиперопекает, делает за человека то, что он и
сам может сделать.
"Взрослый".
Делает логические умозаключения, принимает ответственные решения,
воплощает свои идеи в жизнь.
"Адаптивный ребенок".
Воспитанный, послушный, дисциплинированный, но безынициативный,
"запуганный".
"Свободный ребенок".
Раскрепощенный, делает то, что хочет, поведение спонтанное,
непосредственный и творческий.
"Бунтующий ребенок".
Непослушный, грубый, часто идет на конфликт и многое делает наоборот. С
ним тяжело договориться.
Эта модель позволяет взглянуть на себя "со стороны", понять поведение
своих детей, мужа или жены, сотрудников. Конечно, этого недостаточно для
разрешения всех ситуаций, возникающих в жизни, но понимание - первый шаг
к разрешению проблемы. |