Подростковый возраст имеет три периода: 8-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет.
И все это время кризисы и срывы настроения неизбежны.
У вашего ребенка ломается характер, взгляды на жизнь, формируются
нравственные критерии. Так что для мам и пап должен быть девиз: максимум
терпения и выдержки.
Как подступиться
Девочка становится очень хрупкой, чувствительной, обидчивой. У нее
появляется первая влюбленность, она уже смотрит на мир глазами взрослой
женщины, уделяет большое внимание своей внешности. Кроме того, начинает
копировать взрослые отношения, старается подчеркнуть свою сексуальность.
Очень важно в это время прививать девочке вкус, такт, иначе она, сама
того не желая, может выглядеть вульгарно. Обучайте ее правильному
сочетанию цветов, подбору вещей - мягко, категорично не навязывая свою
точку зрения. Чаще рассказывайте о своей юности, обсуждайте свои ошибки
и трудности. Это сблизит вас и даст девочке почувствовать, что она не
одинока. Для дочери важен мужской авторитет. Отец не должен быть очень
строгим, резким, иначе у девочки падает самооценка, вырабатывается
комплекс: "Я уродлива, меня никто не любит".
У мальчика-подростка все сосредоточено вокруг борьбы за власть (через это
проходят 80% детей). Причем в первом периоде подросткового возраста для
ребенка авторитетны силовые лидеры. Поэтому так важно физическое
развитие мальчика. И не как приоритет, а как необходимая составляющая.
Задача родителей направить избыток энергии (следствие гормональных
изменений) ребенка в положительное русло, занять, заинтересовать,
убедить, что можно быть лучшим в компьютерных играх, технике, езде на
велосипеде, можно заниматься футболом, борьбой. Иначе подросток захочет самовыразиться в асоциальных поступках, пагубных пристрастиях. Чаще
говорите с ним, обсуждайте происходящее. Так вы определите, что его
сейчас интересует, и из всего выберете то, что наиболее позитивно, по
вашему мнению, повлияет на развитие ребенка как личности. Прививайте
сыну понятия мужественность, храбрость, честь.
Заметим, что воспитательное давление обычно больше на мальчика, чем на
девочку. И это не случайно: женщина вообще более восприимчива к влияниям
среды, у нее более высокая способность сопереживать, и девочка
оказывается более чуткой к воспитательным моментам. Поэтому от родителей
требуются такт и чувство меры.
Мамы и папы, которым поведение совершенно нормально развивающегося сына
может казаться недостаточно мужественным, рискуют предъявлять к нему
совершенно непосильные требования: заставлять его через силу бегать или
плавать, лазать по деревьям или драться и т. д. Также не следует
постоянно выражать свою неудовлетворенность мужественностью подростка.
Нередко это приводит к невротическому срыву ребенка.
Девочки же, к любому поведению которых взрослые относятся
ровно-простительно, могут усваивать чересчур много мальчишеских черт
поведения (культ Никиты), которые помешают им в будущем.
Игры мальчиков, игры девочек
Известный психолог Жанет Левер провела любопытные исследования на тему:
как половые различия влияют на формирование личности школьника. Детские
игры рассматривались как испытание, в ходе которого формируется
социальное развитие. В играх дети учатся соблюдать правила, узнают, как
эти правила создаются и изменяются.
В результате изучения игр учеников раннего подросткового возраста (11
лет) выяснилось, что мальчики чаще, чем девочки играют:
- на улице;
- в больших, смешанных по возрасту группах;
- в соревновательные игры.
Игры у мальчиков длятся дольше, чем у девочек. И не только потому, что
требуют большего умения и с меньшей вероятностью становятся скучными, но
также из-за того, что в случае возникновения споров мальчики способны
эффективно их разрешить: ни разу игра не была прекращена из-за ссоры и
не была прервана более чем на 7 минут! Оказывается, мальчикам нравятся
споры о правилах игры не меньше, чем сама игра. И даже второстепенные
или не очень умелые игроки в равной степени принимали участие в этих
периодически вспыхивающих перепалках. То есть мальчики учатся
соперничать сравнительно открытым способом: в соответствии с правилами
игры.
А вот в традиционных девчоночьих прыжках через скакалку, "классиках"
играют по очереди, а соревновательность - не главное, поскольку победа
одного не обязательно означает поражение другого. Вследствие этого менее
вероятны споры, обычно приводящие к прекращению игры. Девочки
предпочитали продолжать общение вне игры, нежели разрабатывать ее
правила во избежание споров. Их игры обычно зарождались в маленьких,
более "близких" группах (часто это были игры двух лучших подруг). Они
способствуют развитию чуткости и в большей степени направлены на знание
другого человека, как отличного от себя.
Таким образом, у мальчиков более глубокий интерес вызывает разработка
правил и совершенствование справедливых процедур разрешения конфликтов.
Для девочек же правило считается настолько хорошим, насколько оно
удовлетворяет играющих. Девочки терпимы к исключениям и легче мирятся с
нововведениями.
Родители не должны:
- Учить детей тому, чего сами взрослые никогда не придерживаются.
- Навязывать им свою точку зрения.
- Применять при воспитании физическую силу. Это доказывает лишь их
слабость.
- Требовать, приказывать. Наладьте контакт, попросите помочь.
- Врать. Для того чтобы было доверие, нужно самому быть правдивым.
- Покупать любовь подарками. Это не спасет подростка от одиночества.
Часто причиной самых печальных последствий становится то, что у ребенка
никогда не было теплых откровенных бесед с родителями.
- Закреплять реакцию протеста. В таком случае неизбежен срыв и уход в
себя, а "закрытый" ребенок - это еще больше проблем. Нужно знать, с чем
бороться, а что развивать.
- Заходить в комнату ребенка без стука, читать его дневники.
- Критиковать внешность ребенка.
- Постоянно ругать детей. Хвалите! Относитесь к ним, как к целостным,
гармоничным личностям - ни диктата слова, ни вседозволенности.
- Не признавать свою неправоту. Очень важно уметь извиняться!
- Быть черствыми. Проявляйте свою любовь. Ребенок должен чувствовать,
что его любят.
- Чрезмерно оберегать. Гиперопека не нужна! Пусть иногда ошибется.
Важно
Сексуальным воспитанием нужно заниматься корректно. В этом возрасте
мальчики и девочки реагируют друг на друга, как на противоположный пол,
появляется влюбленность. Реагируйте на это положительно, поддержите
своего ребенка: когда он об этом вам рассказывает, не разрушьте все
вырвавшейся грубой фразой.
Будьте открыты. Никогда не кричите: "Не смей! " Если уж подросток решит,
то обязательно сделает, и вы ничего не узнаете. Поэтому объясните, что
надо делать, если это произойдет. |