воспитание ребенка
Воспитание детей
Рождение ребенка
Родители и дети
Психология возраста

Материнская агрессия

Мы все знаем: детей надо любить. Однако часто испытываем совершенно противоположные чувства к собственному ребенку.
Дети вливаются в нашу жизнь сильным и непредсказуемым потоком энергии, раскрашенным всеми цветами радуги. В какие-то моменты мы, родители, соединяемся с этим потоком, наполняясь радостью и счастьем от присутствия маленького человечка. В иные моменты становимся камнями на пути могучей реки детской непосредственности, обнаруживаем себя уставшими, раздраженными, мрачными. В голове красным огнем светофора вспыхивают мысли о том, что "так нельзя", "дети себя так вести не должны", "когда, наконец, он (она) уснет, и я смогу спокойно отдохнуть", "как мне все это надоело" и так далее. Диапазон варьируется от легкого недовольства до ощущения загнанности в тупик, яростного бессилия, и как следствие - откровенной атаки на ребенка. А потом страх, вина, невыносимое ощущение, что "я - плохая мама".

Правила в наследство
Существует шутка о том, что всем, у кого были родители, необходим визит к психологу. Как говорится, в каждой шутке лишь доля шутки. Каждый из нас выносит из детства целый список правил, схем поведения, традиций, которые внушили нам родители. Некоторые из правил мы пересматриваем, но большинству из них продолжаем следовать автоматически и передаем уже своим детям. Иногда нам кажется, что мы абсолютно не такие, какими были наши мамы и папы, но вдруг с удивлением обнаруживаем, что ведем себя так же, как они. Так же обращаемся со своими детьми, используем те же приемы, интонации, эмоции. И если ребенок нарушит устоявшиеся (порой даже неосознаваемые) правила, в родительской душе зарождается буря: гнев, недовольство, агрессия.
А ребенок, ничего не подозревая о внутренних сложностях родителей, разбивает вазу (как правило, любимую), падает в лужу в красивом платье (конечно же, именно тогда, когда вы направляетесь в театр или гости), самозабвенно режет ножницами очень ценную фотографию, по каким то своим, заметьте, очень важным причинам и так далее.

"Пол-абзаца в час"
Мамы маленьких детей хорошо знают, как не хватает времени на то, чтобы побыть одной, заняться собственными, пусть мелкими делами. И как, порой, вечное присутствие рядом другого человека, даже самого любимого, утомляет. Особенно сильное раздражение испытываешь тогда, когда берешь в руки книгу, прочитываешь строчку, и тут же срочно оказываешься нужна дочке. Терпеливо уделяешь ей внимание, вновь открываешь книгу и вновь звонкое: "Мама! ". Никому не удастся получить удовольствие от самой захватывающей книжки, если скорость чтения - пол-абзаца в час. Где-то внутри понимаешь, что необходимо искать грань между удовлетворением важной потребности ребенка во внимании и удовлетворением своей потребности в тишине и уединении.

Можно поговорить с трехлетней малышкой. Рассказывать ей о том, что мама - это тоже человек, что отдохнувшая мама - это гораздо лучше, чем мама уставшая и раздраженная, кипящая внутри, как котел с водой. Не рассчитывать на быстрое понимание, а просто говорить девочке о том, что сейчас не возможно уделить ей много внимания, что чуть позже мы обязательно поиграем вместе, почитаем книжку, порисуем, побалуемся и т. д. Кроме того, рассказывать дочке о том, что у каждого человека - и большого и маленького - должно быть время для себя; свое внутреннее пространство, которое никто не может нарушать. Говорить с ней, как с совершенно взрослым человеком, и хотя некоторых слов девочка не понимала, она все "услышала" на бессловесном уровне. Через какое-то время можно заметить, что дочка все больше и больше времени может оставаться одна, играя с игрушками, рисуя, тренируясь в спортивном уголке или просто валяясь на кровати и распевая. В лексиконе девочки появились фразы типа: "Мамочка, я сейчас занята, поговорим позже", "Я сейчас рисую, и мне надо побыть одной" и т. д. То есть дочка стала осознавать себя не просто частью мамы, но и самостоятельной личностью - со своими интересами и своим внутренним миром. Кроме того, она научилась хорошо выражать то, что с ней происходит, что она чувствует в данный момент. А это уже залог психического здоровья ребенка - возможность не нести в себе свои переживания, а говорить о них, делиться.

Агрессия - это не что-то, что проходит под грифом "плохо" или "неправильно". Это просто энергия, которая так или иначе рождается в каждом человеке и имеет право на проявление. Вопрос заключается в том, чтобы научиться цивилизованным способам ее выражать и не наносить вред себе и своему малышу.
Детские страхи
Проблемы возрастов
Методики воспитания
Психология беременности
Муж и жена
воспитание ребенка | рождение ребенка | психология беременности | родители и дети | психология возраста | детские страхи | проблемы возрастов | методики воспитания | муж и жена | карта сайта