Ушедший ХХ век принес с собой не только такие блага цивилизации, как
памперсы и фаст-фуды, но и развитие полезной науки под названием
ГИГИЕНА. Различные эпидемии существуют теперь для нас только в неком
мифологическом образе. И следуя феномену проекции, - стремление к
чистоте также находит свой отклик в мировосприятии людей. Развитие
направлений психогигиены и экологической психологии - прямое тому
подтверждение.
Стремление к стерильности является неприятным «побочным продуктом» нашей
современности. И если в роддоме врачи стремятся поскорее отправить маму
с младенцем домой, чтобы малыш привыкал к родной среде, то некоторый
фанатизм стерильности начинает охватывать не только материальный мир.
У кого из нас не мелькала мысль, что малыш будет видеть только самое
хорошее, никогда не узнает горя и печали, и в жизни не увидит ни
родительского раздражения, ни конфликтов? Именно так мы и считаем, пока…
…Смущенная мама пришла на консультацию по поводу несамостоятельности
своей пятнадцатилетней дочери - она не может самостоятельно даже в школу
пойти! Выяснилось, что в представлении мамы «мир жесток и ужасен, и свое
родное дитя нужно защищать». Вопрос: «До какого возраста НУЖНО защищать?
» изумил маму пониманием того, что беззащитность ее дочери результат ее
кропотливого шестнадцатилетнего (включая беременность) труда…
Общая тенденция растить только одного ребенка, да еще рожденного после
долгих раздумий и усилий, только усиливает феномен «психологической
стерильности». Стремление жить в «хорошем» районе, общаться с некими
«избранными» людьми, пристальное внимание к «контингенту», с которым
придется общаться нашему малышу - все это проявление психогигиены. Но,
как с обычной гигиеной, можно перегнуть палку.
Продолжим сравнительный ряд. Постоянное кипячение посуды, белья и т. д.
Мытье всего в зоне видимости с хлоркой 2 раза в день, общение даже
здоровых взрослых с младенцем в маске, ограничение круга общения уже
подрастающего малыша, чуть болезнь -стерилизуем все антибиотиками…Такой
(широко пропагандируемый на территории советских стран)подход знаком нам
и на опыте личного детства, и от старшего поколения. Взгляд современной
медицины изменился: излишняя стерильность предупреждает круг конкретных
заболеваний, но не дает возможности иммунитету тренироваться, а в
результате ослабляет его.
Конфликты «не при детях», «о плохом пусть узнает попозже», неприятная
процедура - обманем, ребенок плачет - скорее успокоим, грустит - срочно
развеселим. Любая угроза некому идеальному комфортному состоянию
вызывает внутреннюю панику (о ужас! некий психологический микроб
угрожает моему малышу). И целый ряд предупредительных и профилактических
действий с нашей стороны по отношению к ребенку.
Миф о золотом и безоблачном детстве и суровой взрослой жизни закрепляет
стену непонимания между детьми и их родителями. И позволяет взрослым
реализоваться в психологической стерильности в качестве компенсации за
свои детские слезы. От подготовки квартиры к приезду младенца до
ограждения уже повзрослевшего чада от семейных драм- каждое из этих
действий может быть проявлением психогигиены, а может преувеличением
-психологической стерильностью. Последствия можно наблюдать вокруг:
родители, которые стремятся удовлетворить потребности ребенка еще ДО
того, как они проявятся.
«Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка» - такой стиль
воспитания становится наиболее распространенным в наши дни. «Ты хочешь
кушать? Пить? Спать? Игрушку? » Результат не заставит себя ждать-
отсутствие у детей осознания собственных потребностей, не говоря уже о
волевой регуляции, контроле, желаниях и жизненных целях.
Психика человека так же, как иммунитет, требует тренировки: любви и
доверия, огорчений и печали. Прежде, чем как-то реагировать на любое
переживание ребенка, надо дать возможность ему просто БЫТЬ. Эта пауза
даст многое: возможность проявиться и развиться чувству, поможет лучше
понять своего малыша, и даже подскажет способы реагирования. Иногда
СТРАХ отрицательных эмоций бывает более неприятным переживанием, чем
сами эти эмоции. Чем больший круг переживаний охвачен и знаком малышу,
тем больший репертуар поведения в различных ситуациях он освоит.
Сущность психогигиены состоит именно в этом, а сущность психологической
стерильности - в ограничении ребенка от (как нам кажется) отрицательных
переживаний, а на самом деле - от эмоциональной жизни вообще. А без
этого не сформируется восприимчивая к миру, творческая в своей жизни,
зрелая личность. |