Наши дети такие разные. Одни уже в 12 лет мнят себя взрослыми, способными
самостоятельно решать, что им делать и кто виноват. Другие, наоборот,
замыкаются в себе, и родителям никак не удается вытащить их из ракушек.
Третьи - вообще пока не способны ни следить за собой, ни отвечать за
свои поступки. Но все дети упрямятся, дуются, капризничают и спорят. Ну
просто не подступиться.
А ведь так хочется достучаться до них, уберечь от ошибок и научить
самому главному: Справедливости и Честности, Смелости и Доброте.
Хочется, чтобы они не путали упорство и упрямство, отвагу и лихачество,
гордость и заносчивость. Только как это сделать? Ведь все эти громкие,
пафосные слова, с помощью которых учили жизни нас, нынешнее поколение на
дух не переносит. А просто поговорить - некогда. Все заняты: родители -
работой, дети - уроками, факультативами, репетиторами, тренировками. И
часто бывает, что дни, недели, месяцы пролетают, а времени на душевный
разговор с ребенком так и не находится. Все спешат. "Как дела? " -
"Нормально". - "Уроки сделал? " - "Давно". - "Что в школе нового? " -
"Все по-старому". А время идет, время уходит.
"Три кита" для подростка
Существует весьма необычная методика воспитания подростков. Она основана
на трех китах: отрыв от знакомой обстановки, довольно серьезные
физические нагрузки и полная ответственность самого ребенка за свои
решения.
Новая обстановка побуждает подростка отказаться от прежних стереотипов и
начать играть непривычную для него роль.
Физические нагрузки естественным образом реализуют избыток энергии,
который толкает молодых людей на "подвиги". Кроме того, трудности быстро
расставляют все по своим местам: они выявляют, кто может лишь болтать, а
кто по-настоящему волевой человек и надежный товарищ.
Самостоятельно принимать решения - это то, к чему стремится каждый
тинейджер. А вот что такое отвечать за это, наши дети пока знают только
теоретически. Важно, чтобы они увидели результаты своего поведения,
почувствовали, что такое взрослая жизнь, к которой все они считают себя
готовыми.
Такие условия может создать турпоход с друзьями (и, конечно же, со
взрослыми - руководителями группы), который даст ребятам то, к чему они
так стремятся, - самостоятельность.
- Это возможность и необходимость принятия решений, обязанности и права,
без которых не обойтись в кочевой жизни. Ведь это не пикник на обочине,
а настоящий поход, когда надо рассчитать вес рюкзака, количество еды и
питья, собственные силы и силы своих соратников. Например, с неправильно
сложенным рюкзаком его хозяин будет плестись в "хвосте", задерживая всю
группу. Если палатку поставить плохо, ее зальет первый же дождик. А чего
стоят дежурства "по кухне", невзирая на свои умения и непогоду. Придется
рубить дрова, поддерживать огонь, мыть котлы, чтобы было на чем и в чем
приготовить чай и кашу. Если не справишься, все останутся голодными.
Здесь нет мелочей, от которых можно отмахнуться: "Подумаешь, как-нибудь
да будет". Не в цене крутизна джинсов и навороченность новой мобилки.
Тут важны сила духа и готовность прийти на помощь. Вот почему все больше
вполне обеспеченных мам и пап, отправляясь отдыхать в Эмираты, сдают"
свое избалованное чадо педагогам-инструкторам.
- Это театр, где каждый ребенок может выразить свои чувства, победить
страхи, и на премьере всем показать, на что он способен. Это спектакль,
который готовят профессиональные режиссеры, а значит, он совершенно не
похож на школьный капустник. Здесь есть пробы, утверждение на роль и
ежедневные многочасовые репетиции. А в перерывах - специальные тренинги,
которые помогают абстрагироваться от зала и не бояться быть самим собой,
находясь в центре внимания. Если ты сыграл плохо, никто не будет
лукавить и гладить по головке, а если забыл слова, то краснеть от стыда
придется не только тебе, но и всей труппе.
- Это горы, скальные восхождения. Именно они воспитывают в человеке
чувство команды: один за всех, все за одного. Детей в возрасте от 7 до
16 лет на две недели отдают в полное распоряжение инструкторов по
альпинизму. Никаких мам и пап, никаких бабушек и дедушек - только горы.
Тут не какая-то виртуальная связь с туманным будущим: "Не будешь делать
уроки - пойдешь на пирожковую фабрику! " Здесь вполне конкретная
ответственность за жизнь напарника по связке во время покорения крымских
вершин. Все просто: ты победишь себя и сделаешь это, или тебя "сделают".
И никаких поблажек и ошибок. Ведь когда ты страхуешь товарища, от твоего
внимания и собранности зависит все. В горах для ребенка (как и для
любого человека) главными противниками становятся не учитель и родитель,
а его, ребенка, собственные недостатки и слабости. Это они мешают
победить, тянут вниз. И обвинять некого, кроме самого себя.
Походная терапия
Моральные встряски для среднестатистического избалованного
"телевизионного" и "компьютерного" чада не могут пройти бесследно. И не
проходят. "Что вы сделали с моим сыном? ! С ним ведь теперь можно
разговаривать, как с человеком! " "Мой ребенок больше не боится отвечать
у доски", "Дочь стала понимать, что я волнуюсь из-за ее поздних приходов
домой", "Мы с сыном наконец нашли общий язык! "- удивляются родители.
На первый взгляд, шаги к изменениям, которые происходят с детьми, очень
просты. Но для того, чтобы сделать их, нужно отказаться от изначально
ошибочной, но очень живучей педагогической "истины": воспитывать ребенка
- значит, сражаться с его непослушанием. Если уж нам и приходится с
чем-то сражаться, так это с трудностями и проблемами наших детей, а
главное - с самим духом авторитарной педагогики. |