воспитание ребенка
Воспитание детей
Рождение ребенка
Родители и дети
Психология возраста

Что такое воспитание?

Любой человек подвергается процессу воспитания с самого рождения и до самой смерти. Вначале, процесс воспитания, осуществляется родителями ребенка, чуть позже и коллективом, в который попадает малыш. Ребенок взрослеет, он учится жить в обществе. Общество со своей стороны оказывает достаточно сильное влияние на формирование личности ребенка.
Так как же в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений человека с окружающим его обществом? Что же собственно является результатом воспитания? В чем смысл воспитания ребенка?

Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
В процессе воспитания каждый родитель должен стремиться развить в своем ребенке ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих. Вот тогда это будет личность.

Каждый воспитатель должен стремиться развивать и совершенствовать нравственные и творческие силы этого маленького человечка.
Можно с уверенностью сказать, что понятие “Воспитывать” - это, значит, развивать субъективный внутренний мир человека.
Воспитание основывается, с одной стороны, на том нравственном образце, или идеале, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследует цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Вот при таких условиях уже можно утверждать, что, результатом является личность. И такая личность гармонично вольется в общество.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детям определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности.

Каждый педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человечку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Это тяжело, потому что воспитание - это не подгонка под стандарт общества, и не приспособление под формы окружающей действительности. Это, прежде всего, ориентация детей на определенные ценности общества, самовоспитание и ответственность за свои поступки, развитие самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

Можно описать воспитание как процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие детей в целях подготовки их к производственной, общественной и культурной деятельности.

Стоит разделить два различных понятия в процессе воспитания - воспитание как процесс и воспитание как результат.
Часто сравнивают хорошо и плохо воспитанных людей и считают, что вторые получили плохое образование или воспитание, подразумевая под этим уже суммарный результат самого процесса воспитания.
Это немного не верно, потому что в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения.

Основой воспитания является изначальная, врожденная потребность ребенка в другом человеке. Ее удовлетворение происходит путем восприятия специфической информации, источником которой является этот человек, а носителем - голос, мимика, жесты, взгляд, расстояние в процессе общения, внешний облик и пр. Во всем этом, так или иначе, заключено отношение взрослого к самому ребенку, к другим людям и предметам, окружающим его, а, следовательно, заключена и их оценка. Воспринимая положительное или отрицательное отношение взрослого, ребенок испытывает аналогичное характеру этой оценки состояние - положительное или отрицательное. В процессе восприятия эмоций взрослого человека, ребенок постепенно учится оценивать ситуации самостоятельно и действовать определенным образом.

Воспитание ребенка должно строится с учетом ряда важных требований:
Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно и четко выражать свои эмоции и отношение ко всему, что может быть объектом его восприятия. Это очень необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего.
Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности.
В-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и строиться с учетом реальных его возможностей - это необходимо для формирования воли и других важных качеств.
В-четвертых, следует давать ребенку возможность накапливать опыт оценки собственных действий: даже, если он действует неверно, по мере возможности, следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действие и его результат в целом, а не одергивать по ходу дела, так как в этом случае он не накапливает достаточно опыта и самооценки.

Еще одна важная задача воспитания растущих людей - это формирование у них учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность.

Каждый ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что окружающий мир познаваем, что человек, т. е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т. е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (естественно-научному, гуманитарному и т.д.).
Детские страхи
Проблемы возрастов
Методики воспитания
Психология беременности
Муж и жена
воспитание ребенка | рождение ребенка | психология беременности | родители и дети | психология возраста | детские страхи | проблемы возрастов | методики воспитания | муж и жена | карта сайта