Любой человек подвергается процессу воспитания с самого рождения и до
самой смерти. Вначале, процесс воспитания, осуществляется родителями
ребенка, чуть позже и коллективом, в который попадает малыш. Ребенок
взрослеет, он учится жить в обществе. Общество со своей стороны
оказывает достаточно сильное влияние на формирование личности ребенка.
Так как же в процессе воспитания происходит формирование определенных
отношений человека с окружающим его обществом? Что же собственно
является результатом воспитания? В чем смысл воспитания ребенка?
Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека
как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
В процессе воспитания каждый родитель должен стремиться развить в своем
ребенке ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих.
Вот тогда это будет личность.
Каждый воспитатель должен стремиться развивать и совершенствовать
нравственные и творческие силы этого маленького человечка.
Можно с уверенностью сказать, что понятие “Воспитывать” - это, значит,
развивать субъективный внутренний мир человека.
Воспитание основывается, с одной стороны, на том нравственном образце,
или идеале, который воплощает требования общества к растущему человеку,
а с другой стороны, преследует цель максимального развития
индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Вот при таких условиях уже можно утверждать, что, результатом является
личность. И такая личность гармонично вольется в общество.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение
детям определенного круга способностей, нравственных норм и духовных
ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. И если
данному обществу требуется формирование у детей нового круга
способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование
системы воспитания, способной организовывать эффективное
функционирование новых форм воспроизводящей деятельности.
Каждый педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человечку
пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь
морально-нравственного и социального развития. Это тяжело, потому что
воспитание - это не подгонка под стандарт общества, и не приспособление
под формы окружающей действительности. Это, прежде всего, ориентация
детей на определенные ценности общества, самовоспитание и
ответственность за свои поступки, развитие самостоятельности в решении
сложных нравственных проблем.
Можно описать воспитание как процесс систематического и
целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие детей в
целях подготовки их к производственной, общественной и культурной
деятельности.
Стоит разделить два различных понятия в процессе воспитания - воспитание
как процесс и воспитание как результат.
Часто сравнивают хорошо и плохо воспитанных людей и считают, что вторые
получили плохое образование или воспитание, подразумевая под этим уже
суммарный результат самого процесса воспитания.
Это немного не верно, потому что в воспитании решающее значение имеет не
достигаемая цель, а способ ее достижения.
Основой воспитания является изначальная, врожденная потребность ребенка
в другом человеке. Ее удовлетворение происходит путем восприятия
специфической информации, источником которой является этот человек, а
носителем - голос, мимика, жесты, взгляд, расстояние в процессе общения,
внешний облик и пр. Во всем этом, так или иначе, заключено отношение
взрослого к самому ребенку, к другим людям и предметам, окружающим его,
а, следовательно, заключена и их оценка. Воспринимая положительное или
отрицательное отношение взрослого, ребенок испытывает аналогичное
характеру этой оценки состояние - положительное или отрицательное. В
процессе восприятия эмоций взрослого человека, ребенок постепенно учится
оценивать ситуации самостоятельно и действовать определенным образом.
Воспитание ребенка должно строится с учетом ряда важных требований:
Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно
и четко выражать свои эмоции и отношение ко всему, что может быть
объектом его восприятия. Это очень необходимо для формирования его
собственной системы оценок окружающего.
Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребенком, так как
это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие,
способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности.
В-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и
строиться с учетом реальных его возможностей - это необходимо для
формирования воли и других важных качеств.
В-четвертых, следует давать ребенку возможность накапливать опыт оценки
собственных действий: даже, если он действует неверно, по мере
возможности, следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить
действие и его результат в целом, а не одергивать по ходу дела, так как
в этом случае он не накапливает достаточно опыта и самооценки.
Еще одна важная задача воспитания растущих людей - это формирование у
них учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает
развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не
только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую
их действительность.
Каждый ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что окружающий
мир познаваем, что человек, т. е. он сам, может открывать законы,
управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять,
произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу,
казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость
собственного творчества превращает первоначальное любопытство в
любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой.
Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или
иной области действительности, т. е. начинает относиться к тому или
иному учебному предмету (естественно-научному, гуманитарному и т.д.). |