Малышу исполнилось три года. Он стал более самостоятельным, независимым и
активным. Вы, несомненно, это заметили. Почти для всех деток и их
родителей период трех лет трудный. Почему?
Детские психологи описывают семь основных особенностей ("семизвездие"),
характерных для поведения ребенка в период кризиса трех лет.
Как угодно, лишь бы не так!
"В последнее время любимыми словами Антошки стали "Не хочу! " и "Не
буду! ". "Иди кушать" - "Не хочу! " - " Собери игрушки" - "Не буду! ". И
так весь день. И в кого он такой удался, думают родители и спешат на
консультацию к психологу спрашивать, что же делать с мальчиком, мол,
совсем отбился от рук: "В садике про него говорят - "золотой ребенок". А
как только мы приходим его забирать, он сразу становится другим: "Не
хочу и не буду! ".
Это негативизм - первая составляющая "семизвездия". Именно он вынуждает
ребенка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему
собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не
потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.
Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда
отдает строгий приказ, например: "Не трогай! ", "Ешь быстро! ". Гораздо
лучше сказать: "Не люблю, когда трогают мои вещи! ", "Интересно
посмотреть, кто из нас первый съест свой обед! ".
Бывают такие ситуации просто абсурдные, когда на любое высказывание
взрослого ребенок отвечает наперекор: "Это холодное" - "Нет, горячее",
"Иди домой" - "Не пойду" (хотя только что сам просился). Причем малыш
отвечает отказом даже в том случае, если минуту назад он сам страстно
хотел сделать именно это.
Не путайте негативизм и непослушание. При негативизме ребенок поступает
наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию,
которое идет вразрез с намерениями взрослого. Негативизм избирателен:
ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например,
только мамы или папы, или лишь одного из воспитателей группы. С
остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный
мотив, который движет ребенком, - сделать не так, как просят, а
наоборот.
Совет: не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне.
Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время
отойти от бури эмоций.
Я так решил!
"Маленькая Вера буквально извела домочадцев своим упрямством. Если уж
она чего-то хочет, то взрослые должны тут же все бросить и исполнять.
Мама говорит по телефону, а Вере нужно именно сейчас читать вместе с ней
книгу. Мама моется в ванной, а Вера желает, чтобы ей немедленно сделали
"хвостики". Объяснения и разговоры не помогают. Если попросить
подождать, будет ныть часами, пока не добьется своего".
Итак, упрямство - вторая составляющая "семизвездия" кризиса трех лет.
Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-либо не потому, что ему
этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Малыш делает
наперекор другим из-за того, что он так сказал и не хочет менять своего
решения. Например, мама просит проснувшегося ребенка встать с постели.
Малыш не соглашается, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется
поиграть с игрушками. Однако он заявляет: "Сказал - не встану, значит,
не встану! "
Зачастую родители используют метод "кто кого переупрямит", тем самым
усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребенка "в угол",
лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
Совет: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом.
Силы не равны.
Пойди туда, не знаю куда.
"Катя давно уже научилась есть самостоятельно, а также одеваться и
раздеваться почти без помощи. Но вдруг девочку как подменили: "Мама
принеси! ", "Мама, раздень! ", "Не буду есть! ", "Не хочу играть! " Все
ей не так, все не по душе. С родителями Лизе скучно. Она старается
сделать им наперекор, чем-то досадить. Ну а если отругать, то такая
строптивость проявляется даже с большей силой. В садик идти не хочу, а
потом уже хочу, а потом не хочу уходить. .. "
Как объяснить такое поведение девочки?
Строптивость - третья составляющая "семизвездия" кризиса трех лет, очень
похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на
определенного человека. Это протест против самого образа жизни.
Совет: отвлеките его от того, что стало камнем преткновения, и
через пять минут ребенок неожиданно согласится с вашим предложением,
забыв, что недавно возражал.
Я сам.
"Я сам! САМ! С-А-А-М! "Именно с помощью таких слов Ваня пытается
самоутвердиться. Даже если ему говорят: "Уходи, ты не умеешь! ", "Оставь
- разобьешь" - Ваня все равно многое хочет делать самостоятельно. Это
сейчас для него важнее всего на свете".
Как объяснить такое поведение мальчика?
Своеволие - четвертая составляющая "семизвездия" кризиса трех лет. Оно
проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.
Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трехлетних
малышей.
Совет: позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если
вы уверены, что он не справиться. Пусть кроха убедиться в этом сам.
Негативизм, упрямство, строптивость и своеволие проявляются почти у
каждого трехлетнего ребенка. Но иногда рядом с этими особенностями
бывают и другие.
Бунт на корабле.
"С каждым днем протест Ани против родителей приобретает новые формы: то
она вермишель не любит, то причесали не той расческой, то из садика
уходить не хочет…Если что-то не по ней, тут же "организует" истерику,
если мама не поддается - еще одну. В квартире все постоянно ждут -
против чего же еще воспротивится Аня. И родители поддаются на ее
манипуляции, чтобы хотя бы некоторое время в доме было тихо".
Как объяснить такое поведение девочки?
Протест-бунт - пятая особенность "семизвездия" кризиса трех лет. Он
проявляется в том, что поведение ребенка носит протестующий характер,
как будто малыш находится в состоянии "войны", постоянном конфликте с
окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.
Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты,
когда вы уверены в своей правоте.
Не нужны мне ваши книжки!
"Раньше наш Саша был очень усидчивым и любознательным. Мог подолгу сам
рассматривать атлас мира, многое в нем уже знал наизусть. Любил, когда
ему читали, учил на память стихи и рассказывал их гостям… Но в один
момент он как бы потерял ко всему этому интерес. Сейчас Саше только бы
бегать, носиться по квартире и все. Какие там книги! " Это обесценивание
- шестая особенность "семизвездия" кризиса трех лет.
Теряются старые привязанности ребенка к людям, правилам поведения,
вещам. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих
пор было не принято произносить дома. Иногда малыши позволяют себе грубо
обзывать любимых бабушек и мам. Кроме того, для трехлетнего ребенка
могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки,
книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные
названия.
Совет: существует множество развивающих занятий для ребенка.
Запишите малыша в секцию, вместе займитесь лепкой, рисованием или
сборкой конструктора.
Властелин семьи.
"В нашей семье растет маленький деспот. Он изо всех сил пытается
установить над нами власть. Каждый день у нас "схватка" под названием
"кто - кого". Играть так, спать этак, есть вот то, купить, естественно,
все и сразу. Складывается впечатление, что он просто испытывает нас "на
прочность".
Это деспотизм - седьмая особенность кризиса трех лет. Он чаще всего
проявляется в семье с единственным ребенком. Малыш изо всех сил пытается
проявить власть над окружающими, добиться того положения, которое было в
раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребенок хочет
попросту стать "господином положения".
Если в семье несколько детей, эту особенность можно назвать ревностью.
Ребенок все также стремится к власти, поэтому проявляет ревность к
братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.
Совет: не поддавайтесь на манипуляции, но старайтесь уделять больше
времени ребенку. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить
без капризов и истерик.
Не нужно думать, что все эти черты обязательно расцветут во сей красе у
вашего трехлетки. Помните: кризис трех лет - это бунт против родителей,
которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые
устарели, - ведь ребенок вырос. Это протест малыша, который хочет
самостоятельности и требует возможностей для проявления своего "Я".
Первый признак - появление в словарном запасе малыша слова "Я! ". Дети
начинают себя так называть после двух лет, поэтому особенности
возрастного кризиса могут проявляться и раньше.
Как не надо вести себя родителям с трехлетним ребенком:
- Постоянно ругать и наказывать малыша за все неприятные для вас
проявления его самостоятельности.
- Не говорить "да", когда необходимо твердое "нет".
- Не пытаться любыми путями сгладить кризис.
- Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления,
потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же
время не подчеркивать свои силу и превосходство, противодействуя ребенку
во всем. Чуть позже это приведет или к безразличию, или к разным видам
завуалированного мщения исподтишка.
- Запомните: все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и
оцениваем с позиции взрослого, многое при этом не понимая. Большинство
родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать
своего малыша.
- Чтобы данный этап прошел благополучно, любите ребенка, создавайте ему
условия для удовлетворения возрастных жизненно важных потребностей, а
особенно - в самостоятельности. |