воспитание ребенка
Воспитание детей
Рождение ребенка
Родители и дети
Психология возраста

Механизм запечатления

Большой интерес для родителей в формировании детских страхов играет механизм запечатления (импритинг).
Принято считать, что благодаря запечатлению "потребности узнают свои мотивы". Другими словами, ребенок только тогда узнает, чего он хочет, когда он впервые это получит. А однажды "это" получив, он всегда будет "это" хотеть. Механизм действует на примере еды, условий комфорта, эмоциональной поддержки, выбора любимого человека.

В сегодняшних конкретно-исторических условиях чувство первой любви приходит значительно раньше, чем 15-20 лет тому назад. Но и теперь в основе эмоционального выбора образа любимого человека лежит несколько осуществившихся ранее запечатлений. У девочек, например, эти события на шкале их биографии традиционно колеблются возле отметок 2, 5; 5, 5; 8, 5 и 12 лет. В каждом из этих возрастных периодов ребенок запоминает привлекательный образ, который подсознательно предопределяет его дальнейший выбор.
Однако запечатленный образ может нести не только черты привлекательности, но и память об опасностях, существовавших в момент значимой встречи.

На прием обратилась студентка 19 лет со страхом сексуального насилия. У образа насильника был неизменный атрибут: он находился сзади. Это сильно затрудняло ее взаимоотношения со своим парнем, с которым она встречалась уже больше года.
Работа с ее биографией позволила ей припомнить, что впервые она испытала подобные ощущения в возрасте пяти с лишним лет. Находясь в группе с четырьмя сверстниками - одной девочкой и тремя мальчиками она играла в ролевую игру. Девочка изображала верблюдицу, у которой был верблюжонок. В тот момент, когда осуществлялось ролевое действие - кормление верблюжонка (детский восторг и возбуждение усиливались тем, что мальчик-верблюжонок губами искал вымя в ее паховой области), два других игрока держали ее сзади за бедра. Восторг перерос в панику - девочка не могла вырваться и некоторое время пребывала в истерике. Детская память зафиксировала, что спутником эротического возбуждения являются проявления агрессии. Поэтому всегда в минуты близости она переживала ощущения опасности того, что кто-то, находящийся сзади, скует ее движения и ограничит свободы.
Проблема была устранена в течение четырех сеансов по полтора часа каждый.

Когда мы простраиваем цепь рассуждений дальше, то обнаруживаем, что инстинкту самосохранения соответствует весьма специфическая потребность - потребность выжить и не попасть в субъективно опасную ситуацию. Вместе с тем, ребенку свойственно попадать в непонятные и кажущиеся ему опасными ситуации, где он до поры до времени переживает любопытство, а, когда ход событий становится непрогнозируемым, непонятным и неконтролируемым, переживает тревогу, затем страх и, что не исключено, ужас. Иллюстрацией таких событий служат примеры встреч со злыми животными, агрессивными действиями взрослых, чьими-то дезориентирующими прикосновениями в темноте, внезапными резкими звуками непонятной ребенку локализации, агрессией со стороны сверстников и др.

Наблюдения показывают, что встреча с агрессором приводит к мощнейшему подсознательному запечатлению его образа. Всякий раз, когда складывается ситуация, схожая по внешним признакам с травмирующей, актуализируется образ первичной ситуации и возникает чувство тревоги. А по мере приближения события и увеличения сходства "той" и "этой" тревога перерастает в страх, который мы и называем "детским". Естественной стратегией поведения человека в таком случае является уничтожение черт этого сходства, то есть уход от "страшных" стечений обстоятельств. Благодаря такой стратегии у данного человека в жизни появляется набор субъективных выборов, которыми ему страшно пользоваться. При этом никакие увещевания со стороны окружающих не имеют воздействия.

Если внимательно рассмотреть образ "агрессора", мы не можем не обратить внимания на то, что его происхождение может быть двояким: либо в его основе лежит реальная ситуация (цепь реальных ситуаций), либо он представляет собой собирательный образ, регулярно используемый в воспитательных целях - "дед Бабай", "дядя Милиционер" и т. д. Соответственно происхождению подбираются и методы коррекции. Однако каково бы ни было происхождение этих образов, они зачастую действуют весьма схоже.

Первое и самое неприятное их общее свойство - способность персонифицироваться. В подсознании, в мире детской фантазии, этот образ способен приобрести вполне конкретные черты персонального кошмара. Этот кошмар может преследовать ребенка не только во сне, но и наяву. Ребенок может постоянно или перманентно ощущать его присутствие, как правило, тогда, когда остается наедине с собой.

Вторым свойством кошмара является его активность и способность совершенствоваться. Поскольку растущему человеку свойственно расширять поле своей деятельности, соответственно он регулярно рискует столкнуться с очередной неуправляемой ситуацией и пополнить арсенал инструментов своего кошмара новыми возможностями.

Третье свойство кошмара - способность объединяться с другим по происхождению (а, возможно, и третьим) в единое целое и "играть на всех полях" одновременно. Терапия в таких случаях осложнена необходимостью выяснить происхождение каждого "слагаемого" и работать с ними в определенной последовательности.

Совет родителям
Обратите внимание на то, насколько спокойно спят ваши дети. Если ребенок вскрикивает во сне, ворочается, если после пробуждения его преследует подавленное настроение, есть смысл обратиться к психологу с просьбой провести диагностику с помощью проективных тестов.
Детские страхи
Проблемы возрастов
Методики воспитания
Психология беременности
Муж и жена
воспитание ребенка | рождение ребенка | психология беременности | родители и дети | психология возраста | детские страхи | проблемы возрастов | методики воспитания | муж и жена | карта сайта